Наш адрес

Администрация Луховицкого муниципального района Московской области
ул. Советская. д.5, г. Луховицы, Московская область, 140501
наш телефон: 8 (496-63) 2-12-76
наш факс: 8 (496-63) 2-18-01

Вопрос Главе

В.Н. Барсуков спросить

Реформирование муниципальных учреждений Луховицкого муниципального района Московской области в сфере имущественных отношений


(Доклад председателя Комитета имущественных и земельных отношений администрации Луховицкого муниципального района С.А. Толмачевой на рабочем совещании 6 декабря 2010 года)

Уважаемые участники районного совещания!

Разрешите доложить об изменениях, внесенных в законодательство в связи с совершенствованием правого положения государственных и муниципальных учреждений в сфере имущественных отношений, и о работе Комитета по реализации данных изменений.

В связи с принятием Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", постановления администрации Луховицкого муниципального района Московской области от 25.06.2010 № 1496 «Об утверждении плана мероприятий по реализации федерального законодательства в связи с совершенствованием правого положения муниципальных учреждений в Луховицком муниципальном районе Московской области», которым утвержден план и сроки мероприятий, которые необходимо осуществить с целью реформирования муниципальных учреждений в связи с изменениями законодательства, Комитет имущественных и земельных отношений администрации Луховицкого муниципального района активно включился в работу по подготовке нормативных правовых актов Луховицкого муниципального района с целью реализации вышеуказанного законодательства.

В первую очередь был проведен мониторинг (опрос) руководителей отраслевых органов районной администрации, муниципальных учреждений по вопросу предполагаемых изменений форм действующих муниципальных учреждений. По результатам данного опроса был подготовлен Реестр муниципальных учреждений с предложениями об изменении типа учреждений.

Следующим этапом подготовки нормативной базы, с целью реформирования
муниципальных учреждений, стала работа по подготовке проекта постановления
администрации Луховицкого муниципального района об утверждении Порядка
создания казенного учреждения путем изменения типа существующего
муниципального учреждения и утверждение перечня создаваемых казенных
учреждений путем изменения типа существующих муниципальных учреждений.
Данное постановление было принято 21 сентября 2010 года (№ 1449). В нем определено, что в 2011 году будут преобразованы в казенные учреждения два образовательных учреждения:

-муниципальное специальное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Белоомутская общеобразовательная школа - интернат VIII вида;

- муниципальное образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом».

Постановлениями администрации района утверждены:

- Положение о порядке отнесения имущества автономных или бюджетных  учреждений района к категории особо ценного движимого имущества;

- Порядок утверждения устава муниципального учреждения, порядок внесения изменений в такие уставы;

- Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений.

Сформированы перечни муниципального имущества, закрепленного за учреждениями района по следующим категориям:

- объекты недвижимости,

- особо ценное недвижимое имущество.

Положением о порядке отнесения имущества автономных или бюджетных учреждений Луховицкого муниципального района Московской области к категории особо ценного движимого имущества установлено, что при определении имущества автономных и бюджетных учреждений Луховицкого муниципального района Московской области, которое относится к категории особо ценного движимого имущества и включается в перечни особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений Луховицкого муниципального района Московской области, необходимо руководствоваться следующими критериями:

а) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тысяч рублей;

б) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;

в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

Изменения, вносимые в законодательство в рамках совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений, затрагивают все сферы создания, управления муниципальными учреждениями. Мне бы хотелось остановиться на вопросах, находящихся в ведении Комитета.

Если до 1 января 2011 года полномочия утверждать порядок создания, реорганизации, ликвидации муниципальных учреждений, порядок управления муниципальным имуществом учреждений у Совета депутатов Луховицкого муниципального района, то с 1 января 2011 года такие полномочия переходят в ведение администрации муниципального района.

До 1 января 2011 года учредителями муниципальных учреждений являются органы местного самоуправления, у нас в районе - администрация Луховицкого муниципального района, с 1 января 2011 года учредителем муниципальных учреждений может быть только муниципальное образование — Луховицкий муниципальный район Московской области.

С принятием 83 Федерального закона появилось четкое разделение муниципальных учреждений на 3 типа: казенное, бюджетное, автономное.

Казенное учреждение - муниципальное учреждение, осуществляющее оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств муниципального бюджета на основании бюджетной сметы.

С момента создания (преобразования) казенного учреждения имущество, закрепленное за соответствующим муниципальным учреждением, без принятия дополнительного решения в отношении указанного имущества признается закрепленным за казенным учреждением на праве оперативного управления.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет Луховицкого муниципального района.

Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

При создании казенного учреждения, учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных муниципальному учреждению, тип которого был изменен, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуется переоформления документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и переоформления иных разрешительных документов.

Иначе говоря, казенное учреждение лишено права самостоятельно вести финансово-хозяйственную деятельность.

Иной правовой статус у бюджетных и автономных учреждений.

Во многом управление бюджетным и автономным учреждениями похоже. Основное отличие в том, что перечень сфер деятельности бюджетного учреждения открытый - оно может создаваться в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Автономное учреждение может создаваться исключительно в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Законодателем установлено, что автономные учреждения, созданные (в том числе путем изменения типа) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах, не предусмотренных частью 1 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в редакции настоящего Федерального закона), подлежат реорганизации или ликвидации в течение одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Бюджетное и автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Недвижимое имущество, закрепленное за автономным, бюджетным учреждением или приобретенное автономным, бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного, бюджетного учреждения особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету в установленном порядке.

Автономное, бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного, бюджетного учреждения.

Бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.

Автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить имущество, указанное в части 5 статьи 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия).

Еще один важный момент, который хотелось бы отметить.

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом  расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным, бюджетным учреждением учредителем или приобретенных автономным, бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, с учетом мероприятий,  направленных на развитие автономных, бюджетных учреждений, перечень которых определяется учредителем.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным, бюджетным учреждением учредителем или приобретенных автономным, бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Общее требование ко всем муниципальным учреждениям, это:

Казенные, бюджетные, автономные учреждения обеспечивают открытость и доступность документов, с учетом требований законодательства Российской Федераций о защите государственной тайны:

1) учредительные документы муниципального учреждения, в том числе внесенные в них изменения;

2) свидетельство о государственной регистрации муниципального учреждения;

3) решение учредителя о создании муниципального учреждения;

4)решение учредителя о назначении руководителя муниципального учреждения;

5) положения о филиалах, представительствах муниципального учреждения;

6) план финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном администрацией Луховицкого муниципального района, осуществляющей функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;

7) годовая бухгалтерская отчетность муниципального учреждения;

8)сведения о проведенных в отношении муниципального учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;

9) муниципальное задание на оказание услуг (выполнение работ); 

10) отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними муниципального имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном администрацией Луховицкого муниципального района, осуществляющей функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

С 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период. 

Для завершения подготовки нормативной базы для проведения в 2011 году реформирования муниципальных учреждений в сфере имущественных отношений, необходимо провести следующую работу:

1. Внести изменения в Устав Луховицкого муниципального района, а именно в полномочия Совета депутатов, администрации района в соответствии с изменениями, внесенными в 131 -ФЗ.

2. Утвердить перечни муниципального недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества за каждым учреждением.

3. Заинтересованным органам администрации района сформировать перечень видов осуществления контроля за работой муниципальных учреждений, для того чтобы подготовить и утвердить Порядок контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.

4. Утвердить Порядок и направления использования в переходный период бюджетными и казенными учреждениями доходов от сдачи в аренду муниципального имущества, средств от оказания платных услуг, добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доход деятельности.

В 2011 году Комитет ставит перед собой задачу внесения изменений в Уставы учреждений, договора о закреплении имущества, трудовые договора, заключаемые с руководителями учреждений. Для этого предлагаем отраслевым органам администрации начать готовить проекты типовых уставов, трудовых договоров с руководителями с учетом изменений федерального законодательства.

Спасибо за внимание!